Искусство
03.04.2013 11:33
Спор о том, как следует классифицировать пастель — как рисование или как живопись, — идет уже много лет. Но на самом деле этот спор только подчеркивает тот факт, что настоящей границы между рисунком и живописью нет. Как правило, пастель с очевидными линеарными контурами считается рисунком, а та пастель, цвета которой густо выстраиваются наложением нескольких слоев, а линия играет минимальную роль, относится к живописи, хотя работа здесь выполняется не кистью. Пастельные линииС точки зрения рисунка главная особенность пастели — это возможность выполнять штрихи, а не способность выстраивать цвета, и в этом отношении пастель самая лучшая среди материалов такого рода. Цветным карандашом можно только проводить линии, и, хотя они могут быть и толстыми, и тонкими, и тяжелыми или легкими, иных вариантов они представляют мало. Пастель же, как твердая, так и мягкая, имеет гораздо больший диапазон возможностей: ее можно поточить и сделать острой, и тогда линия станет четкой и резкой, для более мягких линий используется тупая палочка пастели, пастель можно сломать на кусочки и использовать ее боковую часть для цветных мазков.Пастельные карандаши менее удобны для рисования линий, с ними работают как с цветными карандашами, хотя пастельные карандаши значительно мягче. Они мягче твердой пастели и не обеспечивают таких же тонких линий, какие можно провести краем твердой пастельной палочки квадратной формы. Но все же их приятно использовать, и они превосходны для относительно небольших работ. Цвет можно частично размазать водой и чистой кистью, тогда у вас получится эффект размывки, а линии смягчатся.Масляная пастельМасляной пастелью также нельзя провести очень четкие линии, но она идеальна для смелых рисунков и живых, сплошных участков цвета. Некоторые художники предпочитают ее мягкой пастели, поскольку масляная пастель меньше крошится, не столь хрупка и не требует фиксирования. Более того, вы можете исполнять ею технику сграффито, в которой один слой соскребается, чтобы выявить под ним другой. Таким способом можно достичь самых разнообразных результатов: от тонких линий, выполненных острым инструментом, до более изысканных эффектов разрушенного цвета, которые достигаются путем соскребания последующих слоев краски кончиком ножа.Бумага

На качество линий и пятен, которые вы можете нанести любым видом пастели, в значительной степени влияет бумага, на которой вы работаете. Если вы выполняете картину пастелью и намереваетесь выстроить солидный слой краски, то имеет смысл работать на текстурированной бумаге, поскольку на гладкой бумаге пигмент не ляжет достаточно плотно. Это уменьшает цельность линии, слегка разрушает штрих, и сквозь него видна бумага. Если вы работаете только линией и не собираетесь накладывать слои цвета друг на друга, то можете использовать более гладкую бумагу, которая обеспечит сплошную, непрерывную линию, сквозь которую бумага не будет видна. Вы также можете попробовать особый тип бумаги Для пастели — велюровую бумагу. Линия на ней получается сплошной и мягкой, со слегка размытыми краями.